Молодежная монополия — Беларусь

Грядут кардинальные изменения в гибкой и многогранной молодежной политике. Чтобы помочь молодым сделать правильный жизненный выбор, планируется довести до конца уничтожение независимых молодежных организаций и закрепить право первой ночи с душами подрастающего поколения за Белорусским республиканским союзом молодежи. Ожидается, что патриотический курс БРСМ будет признан единственно верным, а организация получит карт-бланш на любые действия во благо государства.

Как закалялась медь

Сегодня в стране лишь одна влиятельная молодежная организация — БРСМ. Она официально признана государством. Остальные занесены в список неформальных или альтернативных. В числе самых альтернативных — «Малады фронт», «Зубр», «Правы альянс» и «Задзіночаньне беларускіх студэнтаў» — те, кто не поддерживал и не поддерживает государственную политику. Пять лет назад перечисленные организации спецслужбы рассматривали как грозную силу, способную влиять на политическую ситуацию в стране. Причем влиять не по-детски, а вполне серьезно. Для ослабления их авторитета и было принято решение создать БПСМ.

Когда затея с первой волной комсомольцев провалилась, КГБ получил ЦУ загнать альтернативщиков в зачаточное состояние. Что и было сделано. На это ушло несколько лет. Сначала непредсказуемые молодежные движения отлучили от учебных учреждений через внутренние распоряжения и служебные записки Минобразования о пагубном влиянии оппозиционных мировоззрений на неокрепшие умы. Аналогичным способом за образовательный борт были удалены и проповедники религии, в первую очередь католики.

Альтернативщиков, лишенных формальной поддержки сверстников и поля для привлечения сподвижников, начали преследовать по статьям Уголовного и Административного кодексов, причем порой по формальным и надуманным обвинениям. Загнанные в тупик организации лишились права проводить культурные или общественные мероприятия. Отсутствие тесного контакта с молодежной средой компенсировалось неформальными митингами и флеш-мобами. И этого было вполне достаточно, чтобы время от времени выдергивать лидеров. По словам сотрудников правоохранительных органов, изначально ставка делалась на устранение лидеров молодежных движений, на харизме и работоспособности которых держался фундамент организации. Таким образом отстранили от штурвала незарегистрированного «Молодого фронта» Павла Северинца. После приговора суда и его заключения фронт, по словам чекистов, «сильно подувял» и не представляет для государственного строя никакой угрозы.

С другими молодежными организациями удалось расправиться более простыми способами. «Правый альянс» был блокирован вместе с Партией БНФ. Получилось грубо, но площадка для второго пришествия комсомола получилась на редкость чистой.

Гибрид ХХ века

О процессе гибридизации БПСМ и Белорусского союза молодежи рассказывать нет смысла. Он проходил шумно, под аккомпанемент скандалов и резких выпадов со стороны главы государства. Но реструктуризация двух молодежных организаций удалась. БПСМ благополучно скончался, унеся с собой неблагополучный послужной список. И тут же возродился под новым, чистым как детская слеза, государственным брэндом. Но от перестановки букв в названии суть и прикладное применение организации не изменились. Сегодня БРСМ — все тот же молодежный придаток государственных органов. Это признают и те, кому вольно-невольно приходится контролировать эту молодежную тусовку.

Если раньше руководство БПСМ пинали за копирование поведения профессионалов-чиновников, то сегодня в БРСМ та же проблема. Новые комсомольцы делают ставку на административный рычаг во всем: начиная от подготовки к проведению любых мероприятий и заканчивая рекрутированием новых членов. К последнему по числу, но не по значению процессу подключены все руководители учебных заведений, исполкомы и директора госпредприятий. Вербовкой кадров для БРСМ занимаются даже отделы социальной защиты граждан. Правда, чиновники скорее внемлют не просьбам руководителей молодежной организации, а словам главы государства, который постоянно подчеркивает, что молодежь — его надежная опора в будущем.

В результате за два с небольшим года БРСМ стал самой многочисленной организацией в республике, собрав под свои знамена более 300 тысяч членов. Часть вступила в обновленный комсомол, попавшись на обещанные бонусы в виде карьерного роста и беспроблемного получения образования. Де-факто молодежный союз считался экспериментальным, чиновники в дела организации старались не вмешиваться. Ходили упорные слухи, что нынешний состав руководителей БРСМ собирается возродить продовольственные льготы. Не получилось. Колбасу было решено заменить на жесткие требования.

Альтернативные молодежки гибридизации практически не подвергались. Если не брать в расчет процессы, которые происходили с молодежным крылом партии БНФ «Малады фронт». Здесь речь шла скорее о разделении, нежели о слиянии молодежной организации и партии.

Слова и дела

Целенаправленной политики действий у молодежных организаций республики нет. БРСМ тянет на себя патриотическое одеяло, остальные в меру сил сопротивляются, развешивая плакаты и устраивая показательные флеш-мобы. По словам экспертов, белорусские молодежные организации расколоты на две части: тех, кто «за», и тех, кто «против». Такое положение на молодежном фронте власть устраивает. Раскол мешает организациям объединиться, а невразумительные трепыхания в стане альтернативных движений препятствуют их росту. Кроме того, управленческий аппарат бдит, чтобы альтернативные организации не пускали корни в госучреждениях. Любые попытки вступления «не туда» пресекаются, вплоть до исключения из вуза или увольнения с работы. Примечательно, что на волне борьбы за чистоту молодежных рядов при трудоустройстве молодого специалиста стало модным интересоваться не только его личными данными, но и партийной принадлежностью. Особенно это относится к учреждениям, связанным с идеологической работой. Особой активности альтернативные движения сегодня не проявляют. Словно издеваясь, чиновники называют их членов мальчиками на посылках у оппозиционеров. На самом же деле все молодежные движения связаны по рукам и ногам. О честной конкурентной борьбе с БРСМ не может идти и речи.

Что же касается БРСМ, то, несмотря на свою близость к молодежи, работать с ней прокомсомольцы предпочитают дистанционно: либо через первички, либо через Интернет. Практика проведения сетевых конференций представляется как новаторское и уникальное решение. Но даже в свободном электронном формате организаторы виртуальных дискуссий стараются удержать молодых от лишних вопросов, предлагая задавать их заранее, дабы хватило времени на отсев. Крамольных высказываний руководство БРСМ не терпит. Равно как и членов, которые позволяют себе отклоняться от четкого идеологического курса.

Не так давно БРСМ инициировал запуск глобального студенческого проекта по созданию специальных внутривузовских советов. Инициативу поддержали на высоком уровне, и проект получил путевку в жизнь. Советы были созданы. Но реальной помощи в решении проблем учащейся молодежи никто не заметил. Все свелось к рутинной идеологической работе. В студенческой среде это — организации концертов, вечеринок и спартакиад, строительных отрядов и т.д., т.е. все то, чем в свое время гордились комсомольцы.

Защищать же права молодых лидеры БРСМ не желают. Недавний скандал с отчислением из Белорусского экономического университета Татьяны Хомы, по словам лидеров БРСМ, «остался за пределами организации». Реагировать на действия ректората будущие чиновники не сочли нужным. Тем более что Татьяна членом молодежной организации не являлась. Аналогичная история — и с Бенедиктом Кляуззе, секретарем первичной ячейки БРСМ факультета предпринимательства и управления Белорусского государственного аграрно-технического университета. Волевым решением его сместили с управленческого поста по обвинению в сборе подписей за Александра Милинкевича. Чересчур инициативному БРСМовцу угрожает еще и исключение из вуза. Защищать права своего члена БРСМ не собирается. Якобы это противоречит внутренней политике организации. Не волнует лидеров БРСМ и то, что вместе с Кляуззе из института будут отчислены еще 20 студентов, осмелившихся пойти против ректората, формально из-за академической задолженности. Сценарий уже написан и утвержден. Соответственно причин для беспокойства нет.

Не привлекли внимания БРСМ и жалобы на незаконное использование студентов в качестве сборщиков подписей за главного претендента на президентское кресло. По словам представителей БРСМ, студенты трудились на этом поприще искренне, в едином порыве.

Грядущее

Не исключено, что очень скоро БРСМ окажется в эпицентре скандалов. По нашей информации, деятельность организации вызывает недовольство у чиновников и контролирующих органов. Главные претензии — паразитирование на действующем бюрократическом аппарате и попытка вторгнуться в сферу влияния отдельных государственных органов. Благодаря поддержке свыше БРСМ удалось фактически уничтожить Комитет по делам молодежи и отправить на улицу несколько десятков человек. Вертикальщики утверждают, что молодые кадры присматриваются к более прибыльным сферам власти и прощупывают дорогу вперед.

Ходят слухи, что БРСМ ждут очередные глобальные реформы и возможное слияние. Вот только с кем? Игроков на поле не осталось. Разве что интегрировать в древо власти.

Кстати

О необходимости развития гражданского общества в Беларуси, а также о диалоге и сотрудничестве между молодыми людьми Европы заявили на прошлой неделе руководители дипломатических миссий стран ЕС в Минске. Поводом для такого заявления стало решение Верховного суда Беларуси на основании иска Министерства юстиции о ликвидации Белорусского союза молодежных и детских общественных объединений «Рада», представители которого обвинены в том, что «начали заниматься политикой и вмешиваться во внутренние дела государственных структур». Минюст посчитал неприемлемыми идею проведения альтернативной молодежной политики и возможность внедрения в Беларуси ее европейской модели.

В распространенном послами заявлении, в частности, говорится, что в своей деятельности «Рада» как член Европейского союза молодежи руководствовалась принципами европейской молодежной политики и за время своего существования установила широкие связи с разными молодежными организациями в Европе.

Главы дипмиссий заявили, что Евросоюз намерен приложить дополнительные усилия в развитии контактов белорусской молодежи с приграничными странами и соседями из Европы, а также призвали белорусские власти пересмотреть решение о закрытии объединения «Рада».

Третий путь
3dway.org/

личный блог Кляуззе Венедикта

comments powered by HyperComments

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *